«Взлетающий жаворонок» и концерт «QUINTA»

Tata, 1977
Благодаря декабрьскому концерту «QUINTA» в нашем городе, узнала о существовании великолепного произведения с интригующим названием «Взлетающий жаворонок» (The Lark Ascending). В стиле есть элементы народной музыки и импрессионизма. Послушайте — не пожалеете. Под катом запись в исполнении Лондонского СО, скрипка — Хилари Хан.


Ссылка (временно заменила ссылкой, т.к. плеер не встраивается)

Автор этого романса для скрипки и оркестра — Ральф Воан-Уильямс (Ralph Vaughan Williams), крупнейший английский композитор 20 века. Пьеса написана в 1914 году (для скрипки и фортепиано), вариант с оркестром — в 1920. Она чрезвычайно популярна среди британских слушателей. С 2007 по 2010 год была признана номером один в рейтинге британской радиостанции «Classic FM», в 2011 году попала на второе место после фортепианного концерта Рахманинова № 2 (опрошено 180 тыс. человек).

Вдохновило композитора стихотворение Джорджа Мередита (George Meredith) с тем же названием.
Этот ролик сделал какой-то энтузиаст: прочитал стих и соединил с музыкой.
Даже если от музыки далеки, можно поупражняться в английском )


George Meredith (1828–1909)

He rises and begins to round,
He drops the silver chain of sound,
Of many links without a break,
In chirrup, whistle, slur and shake,
All intervolved and spreading wide,
Like water-dimples down a tide
Where ripple ripple overcurls
And eddy into eddy whirls;
A press of hurried notes that run
So fleet they scarce are more than one,
Yet changeingly the trills repeat
And linger ringing while they fleet,
Sweet to the quick o' the ear, and dear
To her beyond the handmaid ear,
Who sits beside our inner springs,
Too often dry for this he brings,
Which seems the very jet of earth
At sight of sun, her music's mirth,
As up he wings the spiral stair,
A song of light, and pierces air
With fountain ardour, fountain play,
To reach the shining tops of day,
And drink in everything discerned
An ecstasy to music turned,
Impelled by what his happy bill
Disperses; drinking, showering still,
Unthinking save that he may give
His voice the outlet, there to live
Renewed in endless notes of glee,
So thirsty of his voice is he,
For all to hear and all to know
That he is joy, awake, aglow;
The tumult of the heart to hear
Through pureness filtered crystal-clear,
And know the pleasure sprinkled bright
By simple singing of delight;
Shrill, irreflective, unrestrained,
Rapt, ringing, on the jet sustained
Without a break, without a fall,
Sweet-silvery, sheer lyrical,
Perennial, quavering up the chord
Like myriad dews of sunny sward
That trembling into fulness shine,
And sparkle dropping argentine;
Such wooing as the ear receives
From zephyr caught in choric leaves
Of aspens when their chattering net
Is flushed to white with shivers wet;
And such the water-spirit's chime
On mountain heights in morning's prime,
Too freshly sweet to seem excess,
Too animate to need a stress;
But wider over many heads
The starry voice ascending spreads,
Awakening, as it waxes thin,
The best in us to him akin;
And every face to watch him raised,
Puts on the light of children praised;
So rich our human pleasure ripes
When sweetness on sincereness pipes,
Though nought be promised from the seas,
But only a soft-ruffling breeze
Sweep glittering on a still content,
Serenity in ravishment
For singing till his heaven fills,
'Tis love of earth that he instils,
And ever winging up and up,
Our valley is his golden cup,
And he the wine which overflows
To lift us with him as he goes:
The woods and brooks, the sheep and kine,
He is, the hills, the human line,
The meadows green, the fallows brown,
The dreams of labour in the town;
He sings the sap, the quickened veins;
The wedding song of sun and rains
He is, the dance of children, thanks
Of sowers, shout of primrose-banks,
And eye of violets while they breathe;
All these the circling song will wreathe,
And you shall hear the herb and tree,
The better heart of men shall see,
Shall feel celestially, as long
As you crave nothing save the song.

Was never voice of ours could say
Our inmost in the sweetest way,
Like yonder voice aloft, and link
All hearers in the song they drink.
Our wisdom speaks from failing blood,
Our passion is too full in flood,
We want the key of his wild note
Of truthful in a tuneful throat;
The song seraphically free
Of taint of personality,
So pure that it salutes the suns
The voice of one for millions,
In whom the millions rejoice
For giving their one spirit voice.
Yet men have we, whom we revere,
Now names, and men still housing here,
Whose lives, by many a battle-dint
Defaced, and grinding wheels on flint,
Yield substance, though they sing not, sweet
For song our highest heaven to greet:
Whom heavenly singing gives us new,
Enspheres them brilliant in our blue,
From firmest base to farthest leap,
Because their love of Earth is deep,
And they are warriors in accord
With life to serve, and, pass reward,
So touching purest and so heard
In the brain's reflex of yon bird:
Wherefore their soul in me, or mine,
Through self-forgetfulness divine,
In them, that song aloft maintains,
To fill the sky and thrill the plains
With showerings drawn from human stores,
As he to silence nearer soars,
Extends the world at wings and dome,
More spacious making more our home,
Till lost on his aerial rings
In light, and then the fancy sings.

Он состоялся 19 декабря прошлого года в театре им. Горького. И хотя это было давно, но концерт был уникальный, и я решила все же о нем написать. Выступал ансамбль солистов «QUINTA» (Киев, руководитель Евгений Кострицкий), который объединил сильнейших музыкантов, лауреатов международных конкурсов. Ансамбль впервые был в Днепропетровске, и это было всего лишь четвертое их совместное выступление. Мне очень понравилась идея, когда яркие самостоятельные музыканты время от времени дают общие концерты. Уровень исполнения высочайший. Публика вызвала гордость за город (жаль такое редко случается — про гордость). Зал порадовал хорошим звуком (я не была раньше на концертах в Горького). Приятно еще, что программки раздавались бесплатно, это фото оттуда.

Евгений Кострицкий /скрипка/, Олег Мороз /кларнет/, Александр Госачинский /виолончель/, Татьяна Вавилина /скрипка/, Юлиан Алеев /альт/.
В концерте участвовала пианистка Екатерина Куликова. Она аккомпанировала и сольно одну вещь исполнила. Начинала она учиться в Евпатории — сейчас победитель многих международных конкурсов. Приятно было узнать, что в таком небольшом городе может развиваться талант — дает надежду, что есть будущее у страны.
Когда шла на концерт, ничего об этих музыкантах и ансамбле не слышала — можно сказать, повезло )
А "… жаворонка" на концерте исполнил Евгений Кострицкий (с ф-но). И отрывок стихотворения читал) В свое время он выиграл стипендию и долго учился в Англии. Сейчас он еще и приглашенный концертмейстер-солист Днепропетровского камерного оркестра «Времена Года».

Фото с концерта (кадры из видео NCTV):

Хотела бы обратить внимание на кларнетиста. Очень естественное исполнение, не академичное, молодое, и техника блестящая, впрочем, как и у всех участников концерта.



Я сидела прямо над сценой — можно было бы записать, если иметь устройство. Но даже диктофона не было с собой. Но вот на днях в сети обнаружила запись квинтета Моцарта для кларнета и струнных KV581 в исполнении «QUINTA», которая сделана в Малом зале Консерватории, Киев. На нашем концерте эта вещь тоже звучала и понравилась мне больше, чем в ролике: темная сцена выглядела красиво, ничего не отвлекало, ну и, самое главное, было соучастие публики. Неужели я такая гурманка, или придумываю? ))
Музыка мягкая, мелодичная — легко слушается.



Вещь не простая, начинается с классической музыки (К.Ф.Э.Бах — второй сын И.С.Баха) — дальше идет джаз. Мне джазовая часть не понравилась, но хочу спросить знатоков джаза, а как вам?
Solfeggietto/Metamorphosis — Oleg Moroz, clarinet (Ukraine)



* бонус:Музыка Воан-Уильямса очень английская. Для атмосферы хотела добавить сельских видов под его Fantasia on Greensleeves, но такого нет — только соборы и города. Выбрала этот ролик.

Tata

Tata

Автор этого замечательного поста

Добавить в избранное
Автор:
Tata
Теги:

1 комментарий

avatar
0 +
В топик вопрос уже не поместился, а мне интересно:
Когда у нас первые жаворонки появляются, вам доводилось их слышать?
Мне только летом удавалось.
Чтобы оставить комментарий нужно или зарегистрироваться