Мои впечатления от нашего высшего образования

Андрей, 967

Проблемы образования в нашей стране были всегда и конца им не видно, но речь пойдет не об образовании в целом (уж больно обширная тема), а о такой отрасли, если так можно выразиться, как высшее образование с IT направленностью. Я не берусь комментировать работу всех наших высших учебных заведений, а выскажу лишь свою точку зрения на то, с чем столкнулся сам в процессе прохождения обучения в одном из наших ВУЗов.


Скажу сразу — учился я на программиста и возлагал на учебное заведение надежды, думая, что наставят меня на путь истинный и выведут в светлое компьютерное будущее адепты отечественной IT-индустрии. Я хотел познакомиться с новыми технологиями, перспективными направлениями, поучаствовать в интересных проектах, поучиться у высококлассных специалистов.


Я хотел чересчур много.

Дабы не раздувать тему до размера поэмы и не отпугивать потенциальных читателей обилием букв я упущу детальное описание всего процесса обучения и сразу перейду к тем выводам и наблюдениям, которые я сделал как в процессе обучения, так и после оного. 


Первое и, наверное, одно из самых печальных наблюдений.


Скучно. Все пять лет обучения мы программировали какую-то чушь. Лабораторные, лабораторные, лабораторные тысячи их и все оторваны от жизни. Я понимаю о необходимости выполнения такой работы, когда ты учишься самым азам, самым простым вещам. Но со временем ничего не менялось все становилось лишь печальнее и печальнее.


Некоторые предметы оставили у меня весьма смешанные чувства. Я ничего не понял. Ничегошеньки. Мы программировали непонятные схемы из интегрирующих и дифференцирующих звеньев, программно решали сложные уравнения, строили графики, рассчитывали амплитудно-частотные и фазо-частотные характеристики, но за весь полугодовой курс этого предмета никто не сказал нам как и где я могу его применить и я не понял и не могу понять до сих пор. Почему этот предмет не связали с нашей жизнью? Почему мы не делали всего того же но в контексте реальных задач? Подобных предметов было несколько и, вероятно, они для чего-то были необходимы и включены в программу не зря, но я этого уже, наверное, никогда не узнаю.


Такие вот предметы отбивали у меня жажду учиться чему-либо напрочь.


Второе и не менее важное. Мы отстали.


Программа, по которой нас обучали, отстала от действительности лет на 10. Мы получали базовые понятия о мертвых технологиях, это было бы круто в рамках предмета “История вычислительной техники”, но его у нас не было. Ну почему кульминацией годового курса предмета о сетях стал стек протоколов IPX/SPX? Почему компьютерная графика из потенциально клевого предмета превратилась в кабалу с рисованием ёлок из стандартных примитивов, а когда дело дошло до трехмерной графики и я захотел сделать нечто годное и стоящее, но несколько выходящее за рамки программы, то встретил негодование и неудовлетворение преподавателя, хотя все необходимые алгоритмические требования к заданию были выполнены сполна. В итоге свои труды я еле сдал. Мы не стремились хотя бы затронуть и немного пролить свет на перспективные технологии, на те моменты, которые востребованы на современном рынке разработки ПО и сфере IT вообще.


Я очень хорошо понимаю, что индустрия информационных технологий развивается очень динамично и постоянно быть на острие практически невозможно, но вот держать нос по ветру и знать в каком направлении стоит идти можно и нужно.


Очень печально было, когда преподаватель откровенно не сведущ в предмете, который преподает. А ведь от этого страдают студенты и в первую очередь те, кто желают учиться новому, а не слушать бредни замшелых старцев про девятибитный байт (это не шутка, такое реально было 8 бит данных + 1 бит четности О_о).


Обидно, что студенты не были вовлечены в коллективную разработку чего-то реального, полезного для учебного заведения, это был бы как раз тот опыт, которого не хватает после выпуска. Появились бы и навыки работы в команде, и опыт коллективной разработки и многое другое.


Я не знаю, что можно сделать с системой образования и привлечь квалифицированных специалистов в ВУЗы, но это нужно делать информационные технологии требуют соответствовать времени и дедуля, который еще живет в девяностом навряд ли сможет дать годное образование. Это в меньшей мере касается теоретических курсов типа теории алгоритмов, графов и им подобных, так как отчасти он вне времени. Но и их стоит как-то увязывать с реальными технологиями более-менее актуальными в современном мире.


Некоторые соображения по улучшению учебного процесса у меня имеются, но сомневаюсь, что в ближайшее время такое у нас будет.


Следует постоянно оптимизировать программу под современные нужны. Что я хочу этим сказать? Сказать я желаю следующее: необходимо концентрировать внимание на востребованных технологиях, причем востребованными они должны быть не 10 лет назад, а сейчас, ну а в лучшем случае завтра. Следует уделять больше внимания web-технологиям (их мы практически не рассматривали) очевидно, что квалифицированные web- разработчики сейчас в почете и доля рынка разработки ПО в принципе очень велика.


Я бы был в восторге, если бы в процессе обучения мы поработали с чем-то типа Arduino. Относительно небольшой кровью можно было бы заинтересовать студента и дать множество полезных знаний и навыков. Ведь разрабатывать пусть даже самого примитивного робота или устройство значительно интереснее сухих отрешенных практикумов. Как пример могу привести разработку на базе все того же Ардунио простого робота катающегося по линии.


Для начала такое дело потребует некоторой теоретической подготовки тут я спорить не буду и быть она должна достаточно серьезной, но сама работа над проектом позволит логично связать в кучу и объединить между собой много предметов: базовые понятия схемотехники, системное программирование, распознавание образов, системы искусственного интеллекта и это лишь то, что приходит в голову сразу. К тому же одному студенту такая задача не по плечу и нужно работать в команде, а это еще один полезный аспект. Вероятно, я ошибаюсь, но лично меня такой подход заинтересовал бы и мне кажется, что пользы лично я извлек бы в разы больше.


На практике все эти предметы мы проходили отдельно и вразброс и мы не пытались решать реальных или приближенных к реальности задач, а мне кажется это необходимым и очень важным в процессе обучения, ведь ценность знаний не в них самих, а в возможности и понимании как их применять.


Многие мне скажут, что универ учит “крутиться” и это главное, но мне все же кажется, что выпускаться должны не те люди, которые умеют сдавать лабораторные, а специалисты, прошедшие хорошую подготовку и представляющие реальную ценность и интеллектуальный потенциал.


Конечно, не все так безнадежно и за время обучения встретились и хорошие преподаватели, которые хоть как-то пытались оживить процесс, за что им большое спасибо. Скудное финансирование, разные “распилы бабла” и политическая составляющая жизни нашей чудесной страны тормозят развитие образования и система разлагается на глазах, но все равно хочется, чтобы образование было интересным и чтобы оно действительно давало ту базу, которая поможет тебе самостоятельно развиваться в нужном направлении. И снова повторюсь, что я пишу лишь только о своем опыте и может, есть места, где все не так.


Возможно, все вышеизложенные соображения несколько сумбурны, но надеюсь, что основную мысль, недовольства и желания я донес до читателя.


Жду в комментариях впечатлений, замечаний и пожеланий касательно нашей системы образования.

Андрей

Андрей

Автор этого замечательного поста

Добавить в избранное
Автор:
Андрей
Теги:

19 комментариев

avatar
2 +
Во много тебя понимаю. Но это специфика твоего обучения. По первому образованию я инженер по информационной безопасности в телекоммуникационных системах. Я не знаю как конкретно в программировании, но в моей специальности некоторые старые технологии намного лучше, чем современные. И смотря же, какие цели преследуются. У меня на специальности преобладали молодые преподы, которые прошли эти специальности до нас. Насчет предметов, полностью согласен. У нас были такие, которые не нужны, и не понятно, где они могут понадобится. Во многих универах программы обучения составляются по совковым методам… следовательно, о каком развитии в шаг с современностью можно говорит.
avatar
3 +
Сам прошел этот этап (образование в IT сфере) Единственный вывод, который надо было сделать учась еще на первом курсе — любой институт учит учиться (прошу прощения за каламбур). Никто из преподов не даст большего чем студент сам возьмет из книг. Высшая школа дает лишь фундамент  (направления и ориентиры в науке, методики освоения того или иного предмета). Согласен с Вами, что системе образования не хватает партнерского метода изложения.  
avatar
3 +
Все правильно высшее образование  должно дать фундамент и в моем  случае фундамент получился не очень устойчивым, направления  сбитыми, а ориентиры туманными. Я не жалуюсь, просто обидно, что прогрессивная по своей сути отрасль  образования загнивает и если в ближайшее время что-то не изменится, то  она скатится в пропасть.
Есть  люди которые могут  и хотят научиться чему-то сами, но даже им нужна помошь в упорядочивании и систематизации своих  наработок. В конце концов образование должно  направлять в верное русло, а не вышибать из него.
avatar
3 +
Полностью поддреживаю и согласен. Лично у меня за 7-м лет обучения(4-е года техинкума и 3-и института) было только два преподователя которым я действительно благодарен за полученые знания. Личное мое мнение что сфере IT немогут преподовать люди которые нигде кроме института не работают. Например знания полученые от практиков (Усиченко В.И.-нач. отдела программистов КБЮ, Громов В.С.-программист ApriorIT) дают мне сейчас возможность работать и зарабатывать. Может конечно что все дело во мне, но я не запомнил ни одного преподавателя который читал с листка неактуальную информацию.
avatar
2 +
Мы рассуждаем  в разрезе только  IT-инфраструктуры, но у меня есть предположение, что  нечто  подобное  наблюдается и в других  сферах  образования в часности  околоэкономические специальности,  менеджмент  весьма динамичны по своей сути.  Какова обстановка в  этих  сферах? Так ли ощутима там потеря актуальности информации и непосредственно закостенелой программы обучения?
avatar
3 +
Я вот как раз окончила околоэкономическую специальность и читая твой пост, понимаю, что все было так же, только без битов и байтов.
То ли я неправильная и изначально выбрала не ту специальность, то ли преподаватели не смогли заинтересовать, но проработала по экономическому профилю я всего полгода и ушла в совершенно другую сферу деятельности (о чем не жалею).
Могу предположить, что минус образования кроется в отсутствие системности, у студента и школьника не возникает целостности взглядов на предметы, потому что практически отсутствуют логические цепочки и связи между ними.
Очень удачный пример с роботом, тут сразу и заинтересованность студентов, и логические связи между предметами, и, что не мало важно, РЕЗУЛЬТАТ, который можно пощупать.
Я бы хотела, что бы у нас был какой-то вводный предмет, о том как нужно учится, как воспринимать и раскладывать по полочкам полученные знания :)
avatar
3 +
И этот  предмет должны  освоить  наши  преподаватели.  И в большей степени чем ученики.
avatar
2 +
Что ж, как бы это ни было печально, но все действительно так. За 5 лет обучения мне не было интересно ни на грамм. Куча непонятных заданий, которые не давали никакого результата. Дедушки по 70-80 лет вводят студента в современный мир… смешно. Все что они помнят и знают — это свою работу на заводах в 60ые. Такое обучение даже фундамента не даст. Институт учит учиться? — Да бросьте. И без него любой жаждущий знает, что почитать и куда углубиться, но без наставника обучение дает очень и очень маленький результат. И ты просто не успеваешь этого делать, потому что заваливают университетским мусором. А книги которые советуют преподаватели — разве наставления какого-то академика, который написал их в 81 году помогут? Эх, ВУЗ — корочка не более. Что мне запомнилось, так это физика, высшая и прикладная математика — действительно хорошие преподаватели, но это все не то. Курс пхп в 2 часа? 2 пары на пхп! — Круто? Зато килотонны непонятных заданий, которые даже преподаватели не могли объяснить и проверяли результат по желтым от времени бумажкам.
Есть выход? — Курсы, частные заведения, семинары?
avatar
2 +
Нет  никакой гарантии, что  даже на дорогостоящих  курсах  ты получишь все  то,  чего нету в нашей системе. По части курсов английского  языка я с уверенностью  могу сказать, что  даже при нехилой цене за обучение ты можешь получить не совсем то. Ну и касательно тех же  IT курсов, есть  знакомый медик по образованиею  но  как-то его  занесло  преподавать никсы в  небезизвестную  в нашем городе  контору предоставляющую  курсы. К слову скажу, что лютым линуксоидом он  на моей памяти не был. И не думаю, что за год — два можно стать  настолько сведующим, чтобы быть  преподавателем. Чему он может  научить  мне страшно  подумать.
Образование это как раз  та отрасль  где все решают  кадры, а с ними-то   и проблема. Дилетантов значительно больше чем высококлассных специалистов. Конечно  проблема весьма многосторонняя она и в деньгах  и в условиях. Все сложно ):
avatar
2 +
Расскажу немного о своем обучении в НМетАУ. Специальность звучала как Электромеханические системы автоматизации, проще говоря нас должны были научить как на производстве заменить людишек на железяки. По крайней мере я так думал. На деле же оказалось все печальней чем я мог себе представить. Полтора года изучать релейные системы управления, когда от них во всем мире отказались еще до моего рождения, напрочь убило желание что либо познавать в данной сфере. Сложилось впечатление что меня готовят к отправке в прошлое, дабы ускорить там промышленную революцию. 

avatar
2 +

Мой опыт говорит о том, что студент очень четко должен знать,  зачем пришел, и быть очень активным, не ждать, что ему дадут.  Это было всегда, но сейчас особенно. В наше время знания получаются ВОПРЕКИ системе образования.  Неплохо получить практический опыт в  выбранной сфере  еще до института (например, поработать санитаркой хотя бы, если собираетесь стать врачем, ну или вообще поработать хоть где-то, еще будучи школьником), может быть не сидеть последние 2 года в школе, а быстрее получить минимальное образование в техникуме и начать делать что-то практически.  Тогда и ВУЗ вы выберите со знанием дела, сможете окончить образование за границей, заодно приобретя практику  языка и опыт жизни в другой среде (не обязательно при этом иммигрировать).

Я в свое время не очень зрело подходила к учебе. Помню, как удивлялась, насколько внимательно сосед слушает (я с ним начала болтать на лекции, а он меня оборвал). А другой парень уже на 2м курсе имел печатные работы, на равных разговаривая с преподавателями. Нужно иметь собственный конкретный интерес. 

Система образования такая же, как и государственная система в целом. Студенты – это самая активная часть общества. В каком ВУЗе у нас студенты хоть как-то выразили свою позицию? Одно название – «студенческое самоуправление».  Выбор предметов, свободное посещение, хорошая практика, преподавание на русском, если это подходит многим – может и другие есть поводы заявить о своих требованиях.  Я читала, планируют вообще отменить стипендию – а члены некого Всеукраинского студенческого совета  с этим согласились.

Пока нет семьи, мозги работают – надо начинать менять ситуацию.  Может и в стране что-то начнет меняться.Или наоборот, родители должны начинать менять ситуацию в стране, чтобы потом их дети смогли нормально учиться Smile.

avatar
0 +
Конечно  глупо  ждать,  что см факт поступления\окончания университета сделает  тебя крутым  специалистом как минимум глупо и личное стремеление  и жажда учиться необходимы как воздух,  но сам процесс образования, кажется, построен  так  чтобы жажду знаний отбить. Как по мне система образования  должна  быть нацелена  на то  чтобы как раз  давать  и  давать по максимуму, а уж  тогда  и активность  повысится и студенты будут  стараться. 
avatar
0 +
Может быть и должна, только кто ж ее нацелит? Хорошие преподаватели уходят не только из школы, но и из вузов. Молодежь вообще не рвется заниматься преподаванием. По крайней мере более талантливые. Чем, к примеру, занялся Павел Воля? А он был учителем русского языка в школе. Думаю, не плохим.
avatar
1 +
С образованием есть еще такая проблема: в 16-17 лет не все люди знают, кем бы они хотели стать в будущем, или не до конца представляют, чем им придется заниматься после получения той или иной специальности. Поэтому и выходит, что люди бросают образование, или не работают по полученной специальности, потому что им это не интересно или не подходит. Думаю, в старших классах школы нужно вводить предметы, которые помогут будущим студентам определиться, какие профессии им подходят из востребованных на рынке труда, и возможно предметы по выбору, чтобы лучше подготовиться к учебе в университетах. Может быть тогда станет чуть меньше проблем и с высшим образованием.  
avatar
0 +
Было  бы интересно поглядеть на данные статистики  о  соотношении  получивших  вышку и работающих  по специальности по разным отраслям. Думаю  у  айтишников  конверсия составляет  не более  30%. 
avatar
0 +
В данной статье затронут пласт огромной проблемы, которая связана с системой образования в целом. Думаю, что его качество в первую очередь зависит от неизменчивости и стабильности курса развития. Каждый новый министр образования пришедший в провластный кабинет видит систему по-своему, и пытается изменить под себя, что влечет за собой каскадные изменения на всех уровнях (в т.ч. учебные планы, перечень предметов и т.д.). Судя по всему, все эти встряски не придают высшей школе качества (т.к. многие преподаватели не готовы так быстро перестроиться, а соответственно и падает уровень излагаемых дисциплин). Высшая школа должна быть как выдержанное вино — обросшее своими традициями (этого сейчас не наблюдается). Научный потенциал не берется из воздуха. 
avatar
1 +


Министерство образования Украины зарабатывает как может: то сделает сайт–реестр всех университетов страны, а теперь вот сняли ролик почти за миллион гривен о нашем самом лучшем образовании.
К слову, в 2011 году в рейтинге университетов мира «Webometrics» украинские ВУЗы не попали даже в первую тысячу.
Львовский национальный университет им. Ивана Франко показал лучший результат, заняв 1443 место.

Нашла на дерти.
avatar
0 +
хм… А я всегда думал, что лучший ВУЗ страны — это Киево-Могилянка
avatar
0 +
«мы гордимся своими университетами», «славятся высокой международной репутацией», «авторитет и достижения научных школ признаны во всем мире»  - о чем это они?
А вообще порадовали кадры библиотеки, хоть бы для приличия пару компьютеров показали.
 
Чтобы оставить комментарий нужно или зарегистрироваться