Чтобы стать автором достаточно или зарегистрироваться

Трамвайные маршруты Днепропетровска

Однажды я сделал схему трамвайных маршрутов нашего города. Теперь нужно её улучшить и актуализировать
Пару лет назад я нарисовал альтернативную схему трамвайных маршрутов нашего города. Уже давно пришло время её обновить: в 2011 и 2012 году произошли изменения: убрали, а потом вернули 4-й маршрут, изменили 12-й, восстановили 7-й и 14-й.

Моя схема выглядела так:


Я показывал схему многим знакомым и не знакомым людям. Её восприняли положительно. Главная претензия к моей схеме была одна — отсутствие точной привязки к географии города. Причина отказа от такой привязки состоит в том, чтобы повысить удобство использования схемы, выделив каждый маршрут своим цветом, а так же отказаться от хаотично разбросанных остановок, набранных мелким полужирным шрифтом.

Схема с привязкой к географии, которая висит в трамвае, выглядит плохо. Тут очень много ненужных деталей и мусора:


Рисуя свою схему, я придерживался своего субъективного и, можно сказать, упрощённого восприятия города. Река Днепр в моём воображении течёт не с северо-запада на юго-восток, а просто слева-направо. Проспект Карла Маркса идёт так же. Небольшие повороты, которые делает, например, 18-й и 19-й трамвай, двигаясь по Кайдакскому мосту, не дают какой-то необходимой информации пассажиру.

Точная географическая привязка может быть важна тогда, когда нужно понимать примерные расстояния между остановками как одного, так и разных маршрутов. Где-то мне сознательно пришлось нарушить эти пропорции, но, тем не менее, я считаю, что в сравнении со стандартной схемой, при пользовании моей, пассажир не сильно проигрывает в ориентировании по городу. Что на самом деле важно — это выделить ещё больше районов и ключевых мест города, чтобы ориентироваться было ещё удобней. Так, в новой схеме должны будут появиться остальные мосты, ещё несколько улиц и жилых массивов. Кроме того, я собираюсь увеличить размер шрифта на остановках и немного улучшить общую композицию.

Прежде чем подготовить новую версию, мне хотелось бы выслушать мнение коллективного разума Блогра. Насколько удобной вам кажется схема? Каких остановок не хватает? Были бы вы рады такой схеме в городском трамвае, пользовались бы ей? Спасибо :)

Посмотреть большую схему можно здесь (PDF): nqst.net/i/other/trams2010.pdf
Александр Зайцев

Александр Зайцев

Дизайнер сайтов и интерфейсов.

Добавить в избранное
Автор:
Александр Зайцев
Теги:

17 комментариев

avatar
1 +
Александр, схема очень хорошая, так держать.

Вообще по поводу схем на всякий случай рекомендую почитать Лебедева, www.artlebedev.ru/kovodstvo/business-lynch/ где они свою карту метро долбали из года в год (Москва, там все круче). Много было кандидатов и эскизов, в общем интересно, но ссылки точные не найду.

Я бы твоей картой трамваев не пользовался по причине того что не пользуюсь трамваями :S, а так все круто.

Еще такой момент, не понятно в каком масштабе должна быть распечатана карта. Я вот открыл твой PDF-файл на дополнительном 15" мониторе который по ширине примерно как лист А4 — названия станций было прочитать трудно. Если карту будут печатать на А2 — вопросов нет, но в мини-форматах надо больший кегль.
avatar
0 +
Олег, спасибо за отзыв.

Я следил за тем, как работали над схемой дизайнеры Студии, там действительно много чего интересного: grosslarnakh.livejournal.com/tag/схема%20метро%20-%202013
Попробую и сам освежить информацию, может, что-то пригодится из их опыта.

Увеличить кегль — одна из главных задач будущей версии. Я печатал свою на А3 — читаемо, но всё равно мелковато.
avatar
0 +
ну не знаю. выглядит может и красиво. но вот мне местному она сломала мозг.
показал своему куму, что живет в другом городе, и наш город знает слабо, но он тоже мало что понял. с стандартной схемой ему всё понятно
avatar
1 +
схема хорошая и понятная, ничуть не хуже аналогов схем «трамвайных» европейских городов, однако, есть один нюанс: городским властям это просто не нужно. Если говорить о транспортной системе города и ее развитии в плане трамваев, то не помешало бы 2-3 «хаба», где можно было бы делать стыковки, но это все мечты…
avatar
1 +
Трамвайные линии всё-таки очень привязаны к улицам, поэтому легче ориентироваться, когда они наложены на схему улиц, быстрее понимаешь куда тебе нужно и где какой ходит маршрут. Т.е. то, что хорошо для метро, для трамваев, на мой взгляд, не очень.
avatar
0 +
Как вы считаете, действительно ли в этом помогает привязка к карте? Вот если смотреть на текущую схему, там улиц нет совсем — лично мне вообще от этого легче не становится :) Но немного спасают названия жилмассивов и новый мост.

Все улицы нанести не получится, но важный минимум — можно попробовать. Плюс добавить и подписать мосты. Всё это может немного улучшить ситуацию. Как думаете?
avatar
1 +
Если сравнить вашу схему и старую, то очевидно:
1. И там и там не видно названий остановок.
2. На старой крупнее номера маршрутов и это видно даже на маленьком мониторе и наверное в трамвае, не подходя близко к схеме.
3. На старой легче сориентироваться не изучая схему. Например, я легко пойму, что на Победу и Тополь я ничем не доеду. Зато на Левобережный сразу два — 18 и 19. Это легко видно издалека. Вашу нужно изучать, вчитываясь во все названия, сходу не уловишь.
4. Зато на вашей благодаря введённым цветам и прорисованным узлам развязок понятно какой маршрут где ходит. На старой это невозможно было понять.
5. На старой ненужные изгибы пути можно было бы упростить для пущей простоты, что вы и сделали в своей.
6. Было бы неплохо, чтобы пожилые люди могли бы без очков быстро понять куда они едут на этом маршруте и где пересесть на другой.
7. Мосты бы я не подписывал — зачем?
avatar
0 +
Не сильно привязка к карте помогает вообще-то.
Сейчас я езжу уже пару лет на машине + бегаю по городу играя в ингресс и только недавно начал нормально ориентироваться в карте города, понимать где какой ж/м и мост и т.д.

Раньше, допустим в 15-18 лет я ездил иногда трамваями, но не особо понимал что-то в той старой карте. Точнее я вообще не представлял как ней пользоваться, максимум что я знал — сколько нужно проехать остановок или как определить место где нужно выйти.
avatar
1 +
Мне удобно пользоваться схемой, но я бы проверил на приезжих — они могут указать на недостатки.
avatar
0 +
По цветам кстати идея прекрасная, но цвета будут нормально работать только если сами трамваи/пути/остановки покрасить в соотв цвета.

Еду я в оранжевом трамвае и понимаю что я на оранжевой ветке. Иначе сначала придется потратить время и найти маршрут своего трамвая, а потом искать станции/пересадки.
avatar
3 +
Саша, привет!
Именно по этой схеме я идентифицировала тебя в жж когда-то :) Она хороша.
Это очень круто и надо продолжать работу независимо от того, нужно это властям сегодня или нет. Вдруг завтра все изменится.
Что касается самой схемы, привязки к карте и т.п. Для того чтобы решить, нужна ли привязка нужно понять где ты планируешь схему использовать. Только вешать в трамваях? Тогда без неё ещё худо-бедно можно обойтись. Но когда такая схема попадет в руки туристу, то без карты будет довольно сложно обойтись. Я видела много туристических карт со схемами метро, трамваев, автобусов в Европе и могу сделать вівод что упрощают только схемі размером с берлинское, лондонское или московское метро. Все остальные предпочитают рисовать схему по карте. И как пользователь я тебе скажу что это удобно.

Опять-таки, я понимаю твой порыв дизайнерской души максимально все упростить во имя красоты. Но эта схема нужна реальным людям, а не истории искусств (хотя если попадет в оную — будет славно :) ). Судьба дизайнера работать на благо общества, на остальное есть художники. Так что оптимальный вариант — это устроить опрос людей на остановке или в трамвае на эту тему, показать им один, а лучше сразу два варианта — с привязкой к рельефу и без неё. Короче, все как на рынке интерфейсов — тестировать и ещё раз тестировать :)

Такие мысли, удачи в работе!
avatar
1 +
Нечто подобное, правда не таких масштабов, мы рисовали для метро.
Действительно нужен опрос. Проедьтесь пару кругов на трамвае. Больше всего интересно мнение пенсионеров. Им сложнее воспринимать такое.
avatar
0 +
геаграфию можно попробовать показать ключевыми «объектами»: мосты, вокзал, цум, подстанция, метеор, озёрка,…
и почему только трамваи? тролейбусы, вроде, оживают хоть и медленно
avatar
1 +
Недавно, кстати, проходил мимо трамвайной остановки и мельком заметил карту. Судя по всему, ее значительно освежили — совсем не похожа на ту, что в посте. Она, кажись, была только для одного маршрута, но все же.
avatar
0 +
Прям на остановке висела карта? Я видел только карту одного 1-го маршрута на нескольких остановках на Карла Маркса.

На какой остановке вы смотрели? Я бы туда сходил :)
avatar
0 +
Видимо, это была она. Не помню точно на какой остановке, но точно на Карла Маркса. Голубенькая какая-то.
avatar
0 +
Супер! после 20 лет сознательной жизни в городе наконец-то стали понятны все маршруты :) надо её внедрить! чтоб в трамваях, на остановках, и так, в путеводителях всяких появилась. Хорошо бы еще на троллейбусы сделать и вооще продвигать общественный экологичный транспорт в городе. Я готова посодействовать придумать куда и к кому походить и че дальше с этим делать :)
Чтобы оставить комментарий нужно или зарегистрироваться