Местами и дорогами предков

Макс, 1840
На протяжении нескольких лет в пределах Днепропетровска ведутся археологические раскопки. Среди мест, которое до сих пор интересует историков и археологов — это Новобогородицкая крепость.

Местонахождение этого памятника на берегу р. Самары вблизи поселка Шевченко. О сооружении Новобогородицкой крепости, или иначе — «городка» в устье Самары летописец С. Величко свидетельствует:
«Его строили на протяжении целого тогдашнего лета по распоряжению и надзором инженера-немца, присланного из Москвы, именно казачье войско, и, как положено, сделало все, и крепко уфортификувало… В предстоящие годы этот город с церквями и домами был достроено до конца, и то малороссийскими людьми, которые пришли сюда для проживания».
Вокруг крепости образовалось «город», заселено пришлыми из Гетманщины.

Несмотря на то, что про этот исторический памятник уже неоднократно писали журналисты, заинтересованности в исследованиях среди высоких кругов так и не нашлось. Ещё в дороге любитель истории Сергей Захариков нам рассказал, что финансирование ведется очень скудно. Денег выделели всего на неделю существования, которых хватает разве что на компот с булочками. Сейчас для заключенных финансирование и то лучше. Исследования ведутся благодаря поддержке депутатов Индустриального районного совета.

Работы ведуться исключительно во время прохождения практики студентами исторического факультета Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара и под крылом тамошней лаборатории археологии Приднепровья, которую возглавляет широко известная профессор, доктор исторических наук Ирина Ковалева.

Особенно привлекательно выглядит жизнь студентов-археологов. Глядя на расставленные палатки, полевую кухню, самодельную печку журналисты и телеоператоры переговаривались и облизывались такой жизни. Как рассказывала Ирина Федоровна, некоторые из студентов уже давно прошли практику и работают на чистом энтузиазме, или просто за еду. И конечно же, отдыхают.

Питание у них достаточно колорийное и питательное. Среди рациона — мясо, борщи и каши. Рыба добывается традиционным способом благодаря удочке на берегу реки. Присутствует рыбная уха. За витаминами тоже ходить далеко не приходится, вокруг полно мест, где произростает абрикос, шелковица и вишня.


Другие спонсоры также оказали существенную поддержку. Убрали лишнюю растительность, собрали кухню и помогли инвентарем. Среди их начальства заинтересованных в этом деле абсолютно нет, но как не странно, они добровольно помогают юным археологам.

Археологи умеют пользоваться всем, что есть в их арсенале — от зубных щеток до лопат.

Это природный холодильник. Маленький погреб, в котором хранится еда. О нем упоминала в одном из своих постов Надя.

Как же без студентческого юмора.

Местные зарисовки
Та самая самодельная печка.

Топливо добыть для печки не составляет особо труда. И физкультура отличная по утрам, или средство от депрессии)

На первый взгляд, глядя на фото выше, можно подумать что девушки чистят картошку. А не тут то было. Возвращаясь к зубным щеткам, ими они очищают найденые кусочки истории от земли. Среди здешних находок очень много черепков старой глиняной посуды.

Все они отмываются и в дальнейшем сортируются, склеиваются в готовые находки. Такой себе «доисторический конструктор», смеялись студентки. Кто что соберет, тому и повезет.
В одном из мест удалось собрать до 50 бутылок, в котором хранилось рейнское вино.

За каждый год работы археологи делают отчет в виде такой здоровенной книги. Которая потом отправляется в один из киевских институтов. Старшей научный сотрудник лаборатории Владимир Шолобудов(на фото выше) особенно интересуется монетознавством. Иногда ему просто везет. Пошел купаться на Самару и наткнулся на римский динарий. И теперь думай, откуда он.

А вот руководство в лице Ирины Федоровны больше питает любовь к печатям. Ей удалось отыскать их около десятка. И администравную, которая использовалась в селении Самарь, и те, которые были в качестве товарных знаков.

Выше на фото(левый верхний угол) можно также увидеть старинную вилку. Если бы не ржавчина, то вполне работоспособный прибор.
Это те самые кайданы, в которых заковывали.
Это штоф. Слово штоф «басурмане» западные к нам занесли, повелось оно от немецкого stof и обозначает меру объема в одну десятую ведра. Что в нем хранилось, догадаться не сложно.
Этот предмет особых вопрос тоже не должен создать.
Эта странная штука, совсем простая в использовании. Терка, вернее часть её. Только терли её не овощи, а хрен. В то время антисептиков не было, и это обыло основным средством борьбы с кишечными заболеваниями.
Фальконетное ядро. Ими заряжали небольшие пушки.
Это коробчатый кафель. Им обкладывали печи.
Один из последних распкопов, который нам предложили осмотреть, было помечено как помещение № 15.

В свое время это служило землянкой для солдата и его семьи. Практиканты показали лежанку, печку и кирпичи, из которых она состояла.
Больше всего интриговало то, что удалось откопать самого хозяина землянки.
Для определения истины были приглашены специалисты-медики. Они установили, что человек умер от чумы, которая свирепствовала в те времена. Ирина Федеровна сразу предупредила, чтобы не волновались. Палочка в те времена жила не больше 50 лет. В силу понятных причин никто не стал его хоронить. Его просто засыпали землей и углем. Даже кошелек не взяли, который достался археологам.
По завершению, все это придеться снова закопать, то есть законсервировать. Иначе оно все будет разрушено непогодой или незнающими людьми, вздыхает Ирина Федоровна. При определенном финансировании, и создании легкого покрытия, можно было бы создать исторический центр. Иностранцы, чтобы попасть на такие экскурсии записываются в большие очереди. А у нас не каждый ценит историю.
Если кто захочет поехать посмотреть — место обозначено буквой А.
Макс

Макс

Автор этого замечательного поста

Добавить в избранное
Автор:
Макс
Теги:

32 комментария

avatar
0 +
как раз сбираемся туда ехать на след выходных на велосипедах) кто хочет присоединйтесь) дорогу знаю)
avatar
0 +
А когда именно вы хотите поехать? 
avatar
0 +
По завершению, все это придеться снова закопать, то есть законсервировать. Иначе оно все будет разрушено непогодой или незнающими людьми, вздыхает Ирина Федоровна.

Кажется, я знаю про кого она говорит (;
avatar
0 +
Индиана все бдит)
avatar
2 +
Конечно же, леди Крофт тоже не смогла пройти мимо
Лара любит раскопки 
avatar
2 +
Ну, а если по делу. На каких основаниях они должны получать финансирование? В чем заключается финансовая и историческая ценность их находок? Найдут еще пару острых кусков глины, и? Выглядит это просто как хобби парочки пенсионеров.

«Здравствуйте. У нас есть веские причины полагать, что по этим координатам расположена усыпальница фараона Замеса IX и 12 его наложниц. Вот папка с историческими свидетельствами. На проведение раскопок требуется $450 тыс. Вот список нужного оборудования и расчеты в человекочасах. Приблизительно все находки оцениваются в $7-9 миллионов, исторически, конечно, бесценно» — через 3 дня летят в частном самолете, потягивая прохладный мохито.

«Здравствуйте. Кхе-кхе. А пофинансируйте нас, пожалуйста. Мы можем найти еще парочку разбитых кувшинов и косточки с чумой. Финансово и исторически, конечно, бесполезно, но прикольно ведь.» — Хорошо, что им хоть какие-то деньги дают, и не приходится тратить пенсию. Депутаты чутка пиарятся. Еще и студентов пригоняют. Все ок.

А вообще, за пост спасибо. Фотки хорошие, а вот текст повычитывать бы. «журналисты и телеоператоры переговаривались и облизывались такой жизни», «Рыба добывается традиционным способом благодаря удочке на берегу реки. Присутствует рыбная уха», "… особенно интересуется монетознавством" — нумизмат, я полагаю?, «И администравную, которая использовалась в селении Самарь» и тп. От второго предложения я до сих пор впадаю в ступор и вижу бесконечность вселенной: «Среди мест, которое до сих пор интересует историков и археологов — это Новобогородицкая крепость» (: Во многих предложениях просто невероятные обороты и структуры. Надеюсь, ты понимаешь, что мое сердце полно доброты (:
avatar
1 +
Я не совсем компетентен в вопросе исторической ценности, но скорее всего тут интересуются как раз тем периодом, когда существовало это поселение вокруг крепости. Быт населения, какие-то традиции. Историю ведь складывают по кусочкам. Думаю, больше ответов ты получишь, если погуглишь про Новобогородцкую крепость.  
Да, похоже нумизмат. Я не знал как правильно называется эта наука.
А депутаты пиарятся всегда. Но я их не пиарю, ты не подумай=)
Текст написал немного засрано, вычитывать себя впадлу было, да и гугл-транслейт в одном абзаце напортачил, он тебя в космос и вогнал) 
Надеюсь, твое сердце не лопнуло от такого количества доброты (: 
avatar
0 +
Почитал про крепсть — скукотища. Копают ради копания.
Я ж и не говорил, что ты их пиаришь.
Это ж с какого ты языка переводил, что гугл транслэйт понадобился? оО
Сердце от доброты лопнуть не может. Тем более я говорил действительно о доброте, а не о «доброте» (;
avatar
0 +
блин класс! Все круто, бро а на территорию раскопок пускают?
avatar
0 +
Там нет охраны. Ямы можно без проблем посмотреть. Только нужно знать где ониПодмигиваю
avatar
0 +
и где они?Все круто, броплз подскажите, если это возможно
avatar
0 +
Точно на карте не могу показать, я только помню как от лагеря к ним добираться. Спросите в лагере, вам подскажут.
avatar
0 +
ок, спс
avatar
0 +
Грабить не будем?Улыбаюсь
avatar
0 +

ну монетку какую-нибудь сам бог велитВсе круто, бро 

мы же это… русские… как же без грабежаПодмигиваю 

avatar
0 +
Юля) велосипед есть?)
avatar
0 +
нет, но я знаю у кого можно отобратьВсе круто, бро
avatar
0 +
отбирай) свожу тебя на раскопки)
avatar
0 +
ок! только если чё (если отберу)), то на выхах
avatar
0 +
ок) тебе с какого района ехать если что?
avatar
0 +

эу сыш пацанчек ты с какова раёна?Все круто, бро

с Воронцова. судя по карте мне строго прямо прямо прямо нужно ехать ) 

avatar
0 +
Ухты, соседи нарисовались) *лускает семки*
avatar
0 +
с Воронцивки?
avatar
0 +
ну почти) ехать можно через молодогвардейскую или через северный)
avatar
0 +
тогда лучше по Малиновского (там дорога лучше), только там где дорога на мост поворачивает будешь сам показывать куда дальше ) а тебе откудава ехать?
avatar
0 +

с правды) раньше жил на северном так что те края знаю)

напиши мне на ssserduk@gmail.com свой моб. потом созвонимся

avatar
0 +
Меня с собой возьмете?
avatar
0 +
авжэшь Все круто, бротока подождите разгоняться, сначала я велик достану. это же не у соседа украсть… кстати хорошая идея!
avatar
0 +
ок, напишу
avatar
0 +
хэ-хэ на этот раз обошлось без желе из вина
avatar
1 +
Все что в статье написано правда, но почему то власти Самарского района не реагируют на протесты жителей пос.Шевченко, в связи с тем, что рядом с Новобогородицкой крепостью находится кладбище и границы этого «поселения» уже расширились и на территорию крепости. Валы которыми окружена была крепость разрушаются и из парковой зоны превратились в свалку мусора. группа активистов пыталась остановить этот беспредел, но безрезультатно их не услышали в райисполкоме, когда были задействованы средства массовой информации (телевидение и газеты) реакции не последовало никакой.
Чтобы оставить комментарий нужно или зарегистрироваться