История ж/д вокзала и привокзальной площади

Евгений, 5296

Днепропетровский ж/д вокзал… Наше время.


Очень красивое, но слишком маленькое даже по довоенным меркам, здание Екатеринославского вокзала было построено в неорусском стиле и открыто в 1884 г. Реконструкция станции и расширение вокзала предполагались железной дорогой ещё в 1910-х гг., но так и не состоялись. В 1934 г. харьковский архитектор-конструктивист Е.А.Лымарь – впоследствии один из проектировщиков харьковского вокзала в стиле «сталинский ампир» (1952) – по заказу Сталинской железной дороги выполнил проект нового днепропетровского вокзала и реконструкции Привокзальной площади.


Его посчитали слишком формалистичным и чрезмерно дорогим для времён ударной индустриализации. Так властям удалось убить двух зайцев: сэкономить массу средств и не изуродовать архитектурный облик города очередным зданием в стиле конструктивизма (до войны ими успели застроить весь центральный проспект). В 1936 г. вместо коренной реконструкции Привокзальную площадь просто благоустроили: построили каменные ограды, создали бульвар со сквером и цветниками, уложили асфальт.



Фотографии 1942-го года

Во время бомбёжек 1941 и 1943 гг. старый вокзал сильно пострадал и в период оккупации лежал в руинах. О его восстановлении не могло быть и речи. Историю создания нового вокзала описывает в своей статье днепропетровский краевед Валентин Старостин:
«Начато было строительство только одного нового сооружения — железнодорожного вокзала. Он строился по проекту архитекторов А.Н.Душкина и И.М.Потрубач. Проект вокзала, строительный объём которого был 74 800 м³, был утвержден весной 1945 г. В конце апреля уже было отдано распоряжение о начале строительства первой очереди (35 000 м³), которое предполагалось завершить в этом же году. Предполагалось использовать для нового здания кирпич и тёсаный гранит из разобранных руин старого вокзала. Однако начать строительство удалось только в марте 1946 г. А уже в 1947 г. обнаружилась просадка фундамента. Строительство было законсервировано, началось исследование грунтов, проект был переработан. В 1948 г. утверждён новый проект вокзала, строительный объём которого был существенно уменьшен по сравнению с первоначальным. Возобновить строительство удалось только в 1950 г. Здание вокзала было окончено в 1951 г., а пассажирские тоннели под путями — в 1953 г. Вокзал являлся одним из крупнейших строений, возведённых в СССР в ходе восстановительного периода. При всей внешней импозантности его здание в свое время оценивалось как очень неудачное. Вокзал проектировался из расчёта единовременного нахождения в нем 1400 пассажиров и должен был иметь строительный объём 31 000 м³, что на 8000 м³ больше, чем у старого здания. Фактический объём вокзала превышает 57 000 м³. Почти в два раза завышена стоимость строительства. В то же время площади вокзала недостаточны для обслуживания проектного количества пассажиров, планировка запутана и неудобна, отсутствует ряд необходимых помещений».

В 1947 г. восстановили разрушенное здание управления железной дороги и ряд других строений и служб. В проекте восстановления Привокзальной площади учли и использовали многие идеи по организации пространства площади из нереализованного проекта 1934 г.: площадь как продолжение проспекта К.Маркса, создание широкого выхода на проспект, расширение улицы Комендантской (впоследствии Привокзальная). Площадь должна была существенно расшириться и превратиться в масштабную транспортную развязку – тогдашние ворота города.

Макет, 1950 год

На практике работа над проектом и его воплощением заняла довольно много времени. Первый вариант проекта разработали в 1948 г., а окончательный – в 1950, когда были уже закреплены все земельные участки под будущее строительство. В процессе доработки был упрощён план площади, уменьшены её размеры и изменены решения проектируемых зданий. Собственно строительство силами трестов «Днепротяжстрой» и «Днепроремстрой» продолжалось с 1953 по 1956 гг. По итогам работы в 1956 г. авторский коллектив института «Облгорсельпроект» в составе Д.И.Щербакова, В.А.Мартынова, В.А.Зуева, И.Р.Заиченко, Л.Р.Ветвицкого получил вторую премию Минстроя УССР за комплекс Привокзальной площади (первая премия в том году не присуждалась).

Проект, 1950 год

Как уже говорилось, в течение тридцатых годов проспект застроили жилыми домами по модным проектам архитекторов-конструктивистов, что сказалось на его облике скорее негативно. Кроме того, от царских времён советским градостроителям досталась пёстрая и хаотичная застройка проспекта разных этажности и стилей. Если можно так выразиться, в ходе боевых действий как захватчики, так и освободители города эту градостроительную ситуацию поправили: абсолютное большинство зданий лежало в руинах. Поскольку в соответствии с заданием партии и правительства ансамбль центрального проспекта должен был демонстрировать величие подвига народа-победителя, при строительстве новых и реконструкции уцелевших зданий предпочтение отдавалось роскоши и шику стиля «сталинский ампир». Поэтому в процессе послевоенного восстановления довоенный конструктивизм практически полностью исчез с лица земли. На центральном проспекте таких зданий осталось всего ничего: это общежитие на К.Маркса, 21, жилые дома на К.Маркса, 94, Жуковского, 2/К.Маркса, 29 и ещё несколько четырех- и пятиэтажных домов.

Привокзальная площадь, 1957 год

Если стоять к вокзалу спиной, то слева видим пятиэтажный жилой дом, плавно заворачивающийся на углу с центральным проспектом (пл. Петровского, 2, архитектор Д.И.Щербаков), а справа – симметричный ему дом на пл. Петровского, 1 (архитектор И.Р.Заиченко). B ходе борьбы хрущёвского правительства с «архитектурными излишествами» этот дом потерял красивый шпиль, который можно увидеть на аксонометрии к проекту. А напротив на торце площади возвышается замыкающий её композицию семиэтажный жилой дом на 69 квартир (архитектор В.А.Зуев). Именно за это здание вышеупомянутый авторский коллектив получил третью премию в том же 1956 г.

Согласно первоначальным разработкам, Привокзальная площадь, первая из семи запланированных, должна была выглядеть совершенно иначе. Посредине сквера с памятником Петровскому, намечалось разместить величественный фонтан с водяным зеркалом. А с противоположной от вокзала стороны должен был вырасти обелиск Победы, который реализовался как памятник Славы в другом конце проспекта. Трамвайное полотно, которое планировалось перенести на параллельные центральному проспекту улицы, осталось на том же месте, где находилось изначально ещё с 1906 г. Линия трамвая не должна была выходить на Привокзальную площадь – лишь дотягиваться до неё по параллельной проспекту улице и там же разворачиваться в обратном направлении. Вот как это представляли себе градостроители сороковых:

Проект, 1948 год

В 1966 г. Привокзальная площадь получила идеологически выверенное имя Ленинского комсомола. Однако носить его пришлось недолго – уже в 1976 г. её переименовали в площадь Петровского. Произошло это в связи с установкой памятника (архитектор В.Г.Сотников, скульптор К.И.Чеканев) деятелю, которого одни считают исторической личностью и патриотом, а другие демонизируют и приписывают ему организацию Голодомора на Днепропетровщине…

Фото 1976 года

Уже в семидесятых годах был разработан ещё один любопытный проект, связанный с площадью Петровского и одним из её зданий – прижелезнодорожным почтамтом (архитекторы А.В.Зуев, В.П.Товстик). Предполагалось, что после завершения его строительства в 1982 г. территория перед его главным фасадом должна быть расчищена, здания на этом месте снесены, и пространство двух площадей – Петровского и Островского – объединятся в единый градостроительный ансамбль.
Дело в том, что градостроители 70-80 гг. предлагали создать единый узел, объединяющий вокзалы различных видов транспорта – железнодорожный, авто- и авиа – сосредоточив их в одном месте. Для этого предлагалось реконструировать старый автовокзал в агентство Аэрофлота, а его функции перенести в новое здание, спроектированное коллективом под руководством В.Веснина. Другим звеном этого грандиозного узла должен был стать новый речпорт по проекту того же коллектива. В его основу легла революционная для того времени идея: пятно застройки уменьшалось за счёт размещения основной части здания над водой.
Этот градостроительный ансамбль реализовался медленно и также остался незавершённым. Если новый речпорт строился в 1986-88 гг. на месте прежнего здания в классическом стиле, а новый автовокзал был закончен только в 1993 г. (и, по неофициальным сведениям, очередным долгостроем он не стал во многом благодаря поддержке тогдашнего «хозяина области» Павла Лазаренко) – то Аэрофлоту крупно не повезло. Здание старого автовокзала снесли уже в конце девяностых, а на его месте возникла «архитектурная доминанта» района – Славянский базар, скоропостижно и таинственно сгоревший в сентябре 2009… А площади Петровского и Островского до сих пор разделяет одна из самых узких и грязных улиц города.

Но это ещё не значит, что идею похоронили. В наше время аналогичный проект объединения двух площадей и реконструкции комплекса окружающих днепропетровский вокзал зданий по заказу Приднепровской железной дороги разрабатывает коллектив в составе В.В.Шиенко и И.А.Белоус, ДГПИИ Днепрожелдорпроект.

информация взята с сайта www.skyscrapercity.com/
Евгений

Евгений

Автор этого замечательного поста

Добавить в избранное
Автор:
Евгений
Теги:

7 комментариев

avatar
2 +
о нет, не убирайте улочку между вокзалом и островского.это одна из лучших улиц в городе, там хорошо фотографировать)
avatar
3 +
Вот смотрю старые фото нашего города и всегда расстраиваюсь… раньше так много зелени было… а сейчас..(((
avatar
0 +
хотел найти фотографию, что бы попробовать доказать обратное, но увы… так что вынужден согласиться
avatar
0 +
Зато у нас Wi-Fi почти в каждой кафешке бесплатный. Прогресс же))
avatar
4 +
навеяло…

зато Wi-Fi )))))
avatar
1 +
фото 1976 года оч понравилось. да уж, раньше намного больше зелени было… и меньше машин, в основном общественный транспорт.
avatar
0 +
Да… привокзальная площадь претерпела значительных изменений, да как и весь город, причем многих из них довольно негативно сказались на общий вид родного Днепропетровска… Очень жаль, что на площади осталось так мало зеленых насаждений… Временами даже грустно становиться, что практически не застал времен студенческой и послестуденческой жизни родителей — этак 70-80х.
Чтобы оставить комментарий нужно или зарегистрироваться